avangard-pressa.ru

Государственное регулирование торговли в Японии - Торговля

Регулированием торговли в Японии занимаются:

1 Министерство экономики, торговли и промышленности (МЭТП);

2 Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП);

3 Японская организация по развитию внешней торговли (ДЖЕТРО).

В системе государственных органовЯпонии занимает ведущее место

Министерство экономики, торговли и промышленности

в регулировании внешнеторговой деятельности страны. В состав этого министерства входят

Бюро торговой политики

, которое координирует стратегическое развитие торговой политики и занимается развитием двусторонних связей, и

Бюро торгового экономического сотрудничества

, которое предоставляет информацию по торговле и инвестициям, развивает необходимые условия для стимулирования иностранной торговли и инвестиций.

Министерство внешней торговли и промышленности

является основным министерством, регулирующим внешнеэкономическую деятельность в Японии. Главное направление его работы – обеспечить сбалансированное развитие промышленности, внутренней и внешней торговли. В функции данного министерства входит: контроль над экспортно-импортными операциями, поддержание стабильных закупок сырья и топлива, содействие рациональному размещению промышленных предприятий, помощь малому и среднему бизнесу и др.

Функции Министерства внешней торговли и промышленности реализуются через два крупных структурных подразделения:

Бюро внешнеторговой политики

, которое разрабатывает вопросы стратегии, и

Бюро внешней торговли

, занимающееся текущими вопросами развития внешнеэкономических связей.Основными функциями Бюро внешней торговлиявляются координация соблюдения внешнеторгового законодательства; регулирование экспортно-импортных операций через лицензирование, контроль над торговыми операциями в валюте, инспекцию и страхование коммерческих операций; организация выставок и ярмарок и др.

Значительный вклад вносит Японская организацияпо развитию внешней торговли(

ДЖЕТРО

) в развитие внешней торговли этой страны. Она была создана японским правительством в 1958г. в качестве основной организации, ответственной за проведение в жизнь на всеобъемлющей основе торговой политики.ДЖЭТРО – некоммерческая, финансируемая правительством организация с 38 отделениями в Японии и 76 – за рубежом. Если первые 20 лет (с 1958) ДЖЭТРО в основном занималась продвижением японского экспорта, то в дальнейшем, когда японская экономика достигла больших успехов в развитии, ДЖЭТРО сконцентрировалась на помощи иностранным компаниям по доступу на японский рынок, т.е. содействовала импорту в Японию. Сегодня одной из самых насущных задач деятельности организации становится наращивание прямых иностранных инвестиций в японскую экономику в целях снижения уровня растущей внутренней безработицы.

Функции ДЖЭТРО:

–сбор экономической информации и подготовка исследований по отдельным перспективным товарным рынкам для фирм-экспортеров;

– помощь японским предприятиям в установлении более тесных зарубежных связей;

– привлечение прямых иностранных инвестиций и др.

Национальная организация по стандартизации Японии –

Японский комитет промышленных стандартов (JISC)

– основана в 1949г. Это консультативный орган при Министерстве внешней торговли и промышленности. Согласно

Закону«О стандартизации»

, принятому в1949 г. в Японии действуют национальные промышленные стандарты, отраслевые стандарты промышленных ассоциаций и фирменные стандарты. Национальные промышленные стандартыносят добровольный характер для отраслей добывающей и обрабатывающей промышленности, а стандарты на медицинские препараты, средства защиты сельскохозяйственных культур и минеральные удобрения обязательны. Национальные промышленные стандарты утверждаются министрами отраслей.Национальные промышленные стандарты пересматривают один раз в три года. Отраслевые стандартыпромышленных ассоциаций представляют собой, как правило, детализацию национальных стандартов. Фирменные стандартыразрабатывают на основе национальных и отраслевых стандартов, они учитывают производственные возможности фирмы, ориентацию на конкурентов и др.

Закон «

О валютном обмене и внешней торговле

» (от 01.12.49 № 228) трижды (в декабре 1980 г., в апреле 1991 г. и в апреле 1997 г.) подвергался радикальному пересмотру вплоть до изменения названия.

Экспортные операции в Японии регламентируются

Законом

(версией)

«О контроле над валютным обменом и внешней торговлей»

1980г., являющимся базовым в регулировании всех видов внешнеэкономической деятельности. В отличие от предыдущего Закона (версии) «О валютном обмене и внешней торговле»1949 г. он носит более либеральный характер и в целом сопоставим с основами современного внешнеэкономического законодательства большинства развитых стран, исповедующих принципы свободной торговли. В соответствии с положениями Закона его действие во всех сферах применения (экспортно-импортные операции, сделки с капиталом, торговля услугами и пр.) служит целям поддержания баланса внешней торговли и международных платежей, нормальному развитию национальной экономики. Список квотируемых товаров приводится в приложении к закону 1980 г., квоты на ввоз товаров определяется Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП)в начале каждого полугодия.

Наиболее принципиальные и фундаментальные изменения были внесены в Закон в апреле1997 г. (вступили в силу с 1 апреля1998 г.), когда в целях либерализации осуществления международных сделок до уровня соответствующего мировым стандартам и для дальнейшего оживления японского финансового рынка было решено отменить в принципе:

1) систему разрешений и предварительных уведомлений о сделках с капиталом,

2) систему уполномоченных работать в сфере валютного обращения банков

3) систему обмена национальной валюты на иностранную (ликвидирован институт т.н. уполномоченных банков).

В соответствии с этими изменениями из названия Закона было исключено слово «контроль».

Вышеуказанный Закон регулирует: сделки с иностранной валютой, совершаемые банками и меняльными конторами; платежи (включая перевод дивидендов и роялти) за границу и из-за границы; сделки, связанные с движением капитала (включая инвестиции); внешнеторговые сделки.

Законом устанавливаются два базовых принципа валютного регулирования – это контрактная свобода сторон по сделке и поддержание стабильности и предсказуемости японской экономики и ее положения в мировой экономике.

Закон «

Основной закон защиты правпотребителей

» 1968 г.Другим важным документом, дополняющим Основной закон защиты прав потребителей», является Свод норм защиты потребителей, который, не имея юридической силы закона, принимается законодательными собраниями на местах и служит ориентиром для политики органов местного самоуправления, оказывая моральное давление на предпринимателей.

Целью Закона «

Об экспортной и импортной торговле

» 1952 г. является предотвращение недобросовестной экспортной торговли, а равно содействие обеспечению порядка в процессе осуществления экспортной/импортной торговли. Под термином «недобросовестная экспортная торговля» Законом понимается осуществление следующих действий: торговля товарами, которые могут нанести вред охраняемым законом правам интеллектуальной собственности; торговля товарами в условиях отсутствия подтверждения страны происхождения таких товаров; торговля товарами с существенными нарушениями требований экспортного контракта; торговля товарами с нарушением правил добросовестной коммерческой практики и международной торговли. Закон наделяет МЭТПправом в случае выявления фактов недобросовестной экспортной торговли выносить виновным лицам предупреждение и при серьезном нарушении откладывать осуществление внешнеторговой сделки.

60-80 годы 20 века в Японии мелкий розничный бизнес был под опекойгосударства, которое законодательным образом закрепляло за ним приоритет, акрупных розничных операторов рассматривало как угрозу. Закон «

О поддержке малого и среднего бизнеса в розничной торговле

», а также закон «О содействии частнымпредприятиям», принятые в 1959 г., были специально разработаны для обеспеченияроста среди малых и средних предприятий розничной торговли. Закон «О крупныхпредприятиях розничной торговли», принятый в 1973 г., был направлен на снижениеконкуренции, исходящей от крупных магазинов. Этот закон вводил ограничения на часы их работы, а в 1979 г.,после внесения соответствующих поправок, и на торговые площади. Таким образом,к 80-м гг. любой магазин с площадью более 500 кв.м стал считаться крупным, азначит, для его открытия требовалась изнурительная процедура.

В результате правительственных переговоров,проходивших между Японией и США, к началу 90-х гг. были созданы определенныепредпосылки для преобразования государственной политики в отношении крупныхрозничных операторов, а также облегчения доступа американских компаний наяпонский потребительский рынок. Затем последовали и законодательные изменения.По новому законодательству у малых предприятий розничной торговли все ещесохранялись некоторые преимущества, например, по установлению времени работымагазина, но появившийся в 1992 г. Закон«

О крупных розничных операторах

» значительно упростил процедуру согласований поих открытию. Тогда же в 1992 г. был принят закон«

О специальных торговых центрах

». Все эти перемены в корне изменилизаконодательную среду и дали импульс к росту крупных торговых операторов.