avangard-pressa.ru

Государственное регулирование инновационной деятельности - Менеджмент

Необходимость государственного регулирования инновационной деятельности вызвана в первую очередь их возрастающим значением для экономики и общества в целом. Под влиянием инновационных процессов меняется структура экономики. Инновации изменяют экономическую организацию общества. Совершенствуется структура потребления как материальных, так и нематериальных благ.

Государственное регулирование экономики и инновационных процессов является одним из главных условии перевода функционирования экономики на рыночные отношения. Главная функция государства в условиях рыночных отношении — защита свободы личности, собственности и предпринимательства. Государство должно работать с рынком в одной упряжке.

Инструментами государственного регулирования должны стать:

- социально-экономические и научно-технические прогнозы го­сударственной политики в области финансов, цен, денежного обра­щения, воспроизводственной, структурной политики и др.;

- государственно-административные, общеэкономические и ры­ночные регуляторы;

- федеральные и региональные программы, балансы и модели оптимизации экономических процессов;

- государственные заказы и современные контрактные системы;

- индикативные механизмы и регуляторы деятельности госу­дарственных предприятий и организаций и других форм собствен­ности;

- механизм интеграции регуляторов и структур.

К основным функциям государственных органов в инновационной сфере относятся:

- аккумулирование средств на научные исследования и инновации;

- координация инновационной деятельности;

- стимулирование инноваций, конкуренции в данной сфере, страхование инновационных рисков, введение государственных санкций за выпуск устаревшей продукции;

- создание правовой базы инновационных процессов, особенно системы защиты авторских прав инноваторов и охраны интеллек­туальной собственности;

- кадровое обеспечение инновационной деятельности;

- формирование научно-инновационной инфраструктуры;

- институциональное обеспечение инновационных процессов в отраслях государственного сектора;

- обеспечение социальной и экологической направленности ин­новаций;

- повышение общественного статуса инновационной деятель­ности;

- региональное регулирование инновационных процессов;

- регулирование международных аспектов инновационных про­цессов.

К формам государственной поддержки научной и инновацион­ной деятельности относится следующие:

- прямое финансирование;

- предоставление индивидуальным изобретателям и малым вне­дренческим предприятиям беспроцентных банковских ссуд;

- создание венчурных инновационных фондов, пользующихся значительными налоговыми льготами;

- снижение государственных патентных пошлин для индивиду­альных изобретателей;

- отсрочка уплаты патентных пошлин по ресурсосберегающим изобретениям;

- реализация права на ускоренную амортизацию оборудования;

- создание сети технополисов, технопарков и т. п.

Центральное место в системе прямого государственного регу­лирования занимает финансирование НИОКР и инновационных проектов из бюджетных средств. Государственные ассигнования и субсидии могут предоставляться государственному и негосудар­ственному секторам на собственно инновационные цели или на обеспечение инновационной составляющей инвестиций многоце­левого характера. В целях диверсификации инновационных вло­жений государства возможно создание специализированных госу­дарственных холдинговых и инновационных компаний. Важное значение для генерирования нововведений и создания первона­чального спроса на инновации имеют государственные контракты на выполнение НИОКР и государственные заказы на инноваци­онную продукцию. Эффективность инновационных процессов по­вышается при использовании механизмов конкурсности в распре­делении бюджетных средств.

Исключительной прерогативой государства является правовое регулирование инновационных процессов.

Организационный механизм государственного регулирования инновационной деятельности должен обеспечить учет мнений всех прямо или косвенно заинтересованных структур и в то же время создать условия для согласованного принятия мер по стимулирова­нию инноваций. Субъектами инновационной политики выступают органы государственной власти (центральные и местные), предприя­тия и организации, общественные организации, сами на­учные работники и инноваторы, смешанные образования.

К основным внебюджетным формам поддержки инновационной деятельности относятся следующие:

- государственная правовая защита и поддержка инноваторов, особенно малого предпринимательства;

- создание государством налоговых, кредитных, таможенных, амортизационных, арендных (в т. ч. лизинговых) льгот инноваторам;

- включение без финансирования внебюджетных инновацион­ных проектов в комплексные государственны инновационно-инвести­ционные программы;

- государственное научно-методическое обеспечение иннова­ционного менеджмента государственными стандартами, методи­ками, инструкциями, положениями и другими документами по раз­личным аспектам анализа, прогнозирования, оптимизации, эконо­мического обоснования инновационного решения;

- государственное обеспечение инновационной деятельности информацией;

- проведение государственной протекционистской политики но внешне-экономической деятельности инноваторов;

- оказание государством помощи инноваторам в проведении сертификации, маркетинговых исследований, рекламы и сбыта но­ной продукции (услуг);

- государственной поддержки инноваторам в осуществлении ремонтов сложной техники;

- осуществление государственной поддержки в углублении внут­ренней и международной кооперации;

- создание системы федеральных внебюджетных фондов, со­юзов, ассоциаций по поддержке различных аспектов инновационной деятельности;

- осуществление государственного учета и контроля исполь­зования средств внебюджетных фондов и др.

Важнейшей формой внебюджетной поддержки инновационной деятельности является создание и функционирование внебюджет­ных фондов.

В настоящее время можно выделить три главных типа моде­лей научно-инновационного развития промышленно развитых стран

1.Страны, ориентированные на лидерство в науке, реализацию крупномасштабных целевых проектов, охватывающих все стадии научно-производственного цикла, как правило, со значительной до­лей научно-инновационного потенциала в оборонном секторе (США, Англия, Франция);

2.Страны, ориентированные на распространение нововведений, создание благоприятной инновационной среды, рационализацию всей структуры экономики (Германия, Швеция, Швейцария);

3.Страны, стимулирующие нововведения путем развития ин­новационной инфраструктуры, обеспечения восприимчивости к до­стижениям мирового научно-технического прогресса, координации действий различных секторов в области науки и технологий (Япо­ния, Южная Корея).

Органами государственного регулирования инновационной дея­тельности в США являются:

- Американский научный фонд (курирует фундаментальные ис­следования);

- Американский научный совет (курирует промышленность и университеты);

- НАСА (Национальное космическое агентство);

- Национальное бюро стандартов;

- Национальный институт здравоохранения;

- Министерство обороны;

- Национальный центр промышленных исследований;

- Национальная академия наук;

- Национальная техническая академия;

- Американская ассоциация содействия развитию науки.

Последние четыре структуры имеют смешанное финансирова­ние, остальные — из федерального бюджета. Расходы на НИОКР в 1995 г. составили 173 млрд. $, или 2,6% от ВВП. Источники финанси­рования: около 50% — частные фирмы и организации; 46% — федеральное правительство (на основе конкурсов); остальное — университеты, колледжи, неправительственные орга­низации.

Государство стимулирует создание венчурных фирм и исследо­вательских центров. По представлению Национального научного фонда США наиболее эффективные исследовательские центры и венчурные фирмы могут в первые 5 лет полностью или частично финансироваться из федерального бюджета. Наиболее наукоемкие и эффективные исследования государство финансирует полностью из-за их сложности, высоких издержек, риска, сильной междуна­родной конкуренции.

По данным Национального научного фонда США, на современ­ном этапе НТП возросла роль в НИР малого бизнеса. Мелкие и средние фирмы (с численностью до 500 человек) за последние два десятилетия выдали примерно в 2,5 раза больше нововведений на одного занятого или доллар затрат, чем крупные корпорации (с чис­лом занятых более 10 тысяч человек)

Практикуется практика бесплатной выдачи лицензий на коммерческое использование изобретений, запатентованных в ходе бюджетных исследований и являющихся собственностью фе­дерального правительства.

Инвестиционные фонды, такие как Национальный научный фонд США, который не только кредитует инновационные фирмы, но и занимается выдачей им грантов - безвозмездных целе­вых субсидий, Инвестици­онный фонд Министерства энергетики США, занимающийся фи­нансированием как отдельных исследовательских проектов, осуще­ствляемых мелкими фирмами, так и субсидированием индивидуаль­ных изобретателей. Существенный элемент прямой поддержки инновационных про­цессов — формирование государственной инновационной инфра­структуры. Государство может создавать сети центров распростра­нения нововведений и консультационных центров, оказывающих деловые услуги инноваторам.

Государственные органы призваны осуществлять мониторинг и прогнозирование инновационных процессов в стране и за рубе­жом, а часто и поиск наибо-лее эффективных передовых технологий для широкого внедрения, а также экспертизу инновационных проектов.

Инновационным организациям могут предоставляться льготы по оплате государственных услуг — связи, тепла, электроэнергии и т. д.

Большое внимание мерам моральной поддержки. Среди мер косвенного регулирования прежде всего следует отме­тить налоговые льготы. Особенностью государственной инновационной политики США является также низкая "ведомственная" концентрация решений по выработке и реализации инновационных проектов (в Японии, на­оборот, высокая).

В целях развития инновационной деятельности в США в 1984 г. был принят "Закон о кооперации в сфере НИОКР".

Ключевую роль в определении стратегии развития промыш­ленности Японии, разработке промышленных НИОКР и их вне­дрении играет Министерство внешней торговли и промышленнос­ти (МВТП). Контроль за выполнением конкретных направлений НТП осуществляет Управление по науке и технике. Под эгидой МВТП находится и Японская ассоциация промышленных техноло­гий, которая занимается экспортом и импортом лицензий.

Государственные расходы на НИОКР в Японии увеличились до 3,5% ВВП, в основном на фундаментальные исследования и генерирование принципиально новых идей. Государственная политика направлена на превращение Японии из импортера лицензий в экспортера.

Японская модель интеграции науки и производства, научно-тех­нического прогресса предполагает строительство совершенно но­вых городов-технополисов, сосредотачивающих НИОКР и наукоем­кое промышленное производство.

Проект создания технополисов — одно из важнейших стратеги­ческих направлений "шестицелевой" программы японского прави­тельства по завоеванию Японией прочных позиций технологическо­го лидера. Особенностями развития японской экономики являются дальней­шая концентрация промышленного производства и капитала фирм, переход на ресурсосберегающие технологии на основе микроэлект­ронной техники, приоритет обрабатывающих и сборочных произ­водств, сферы услуг.

Ведущими отраслями народного хозяйства яв­ляются информатика, производство интегральных схем и электрон­ной техники.

В результате активной инновационной деятельности Япония за­нимает первое место в мире по уровню ВВП на душу населения, эффективности

развитых стран, продолжительности жизни населения.

Германия, Франция и Англия являются ведущими в составе Евросоюза, куда вхо­дили в 1997 г. еще 12 стран: Австрия, Бельгия, Дания, Греция, Ир­ландия, Италия, Испания, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Швеция.

Германия, Англия и Франция вместе с США и Японией входят в технологическое ядро мирового развития. Эти страны занимают со­ответственно 3, 4 и 5-е места в мире по абсолютной величине зат­рат на НИОКР, или соответственно 2,3; 2,4 и 2,2% ВВП. Из феде­рального бюджета НИОКР финансируется на 35—45%. Удельный вес продукции, направляемой на экспорт, составляет 20—25% ВВП. И этих странах высок удельный вес государственного сектора — от 35 до 40%.

Особенностями стран Евросоюза являются: дороговизна рабочей силы и природных ресурсов, земли; высокая плотность народонаселения, высокий технологический уровень производства и информатизации; уважительное отношение к образованию, культуре, здоро­вому образу жизни, старости, историческим традициям; государ­ственное регулирование цен на важнейшие продовольственные то­вары; применение в управлении и производстве международных и европейских стандартов, сертификация продукции; индикативное планирование инновационной деятельности; развитие наукоемких отраслей народного хозяйства; высокий уровень концентрации и кооперирования производства. И как следствие, в этих странах вы­сокое качество жизни населения.

Евросоюз большое внимание уделяет активизации инновацион­ной деятельности. К основным направлениям инновационной поли­тики Евросоюза относятся:

- выработка единого антимонопольного законодательства;

- использование системы ускоренной амортизации оборудо­вания;

- льготное налогообложение НИОКР;

- поощрение малого наукоемкого бизнеса;

- прямое финансирование предприятий для поощрения инно­ваций в области новейшей технологии;

- стимулирование сотрудничества университетской науки и фирм, производящих наукоемкую продукцию.

Основой инновационной политики Евросоюза является "План развития международной инфраструктуры инноваций и переда­чи технологий", принятый в 1985 г. Главной целью этого докумен­та является ускорение и упрощение процессов воплощения результатов научных исследований в готовых продуктах на нацио­нальном и наднациональном уровне, а также содействие распрос­транению инноваций в Евросоюзе.

С 1988 г. действует программа "ВЭЛЬЮ" по распространению в Евросоюзе результатов НИОКР.

Для увеличения доли европейских компаний на рынках высо­ких технологий были приняты:

ЭСПРИТ — Европейская стратегическая" программа научных исследований в сфере технологии информационных систем, приня­тая в 1984 г. (участвуют 250 компаний, 3 тысячи исследователей);

РАСЕ — исследование передовых способов связи в Европе, при­нятая в 1985г. Цель: проведение совместных НИР в области интег­рированной широкополосной связи (передача информации от голо­сового сообщения до графиков, построенных ЭВМ. Координатор — КЕС (Комиссия Европейских сообществ);

ЭВРИКА — комплексная программа, принятая в 1985 г. по ини­циативе Франции. Цель — стимулирование появления путем аль­янсов между европейскими группами мощных промышленных ком­паний, способных противостоять конкуренции, особенно со сторо­ны американских и японских корпораций и организовать скоординированные европейские НИОКР в 6 областях: оптроника; новые материалы; большие ЭВМ; мощные лазеры; ускорители час­тиц; искусственный интеллект.

Высший орган ЭВРИКИ — конференция на уровне министров стран-участниц созывается 2 раза в год. Рабочий орган — секрета­риат из 7 специалистов и 6 технических сотрудников, размещает­ся в Брюсселе. На конференции в Лондоне в 1986 г. было утверж­дено 62 проекта на сумму 2,1 млрд. дол.

В целях развития информационного обеспечения НИОКР были созданы Европейский информационный центр (ЕИЦ) и сеть его отделений, которая в 1995 г. включала в себя 21 группу в Великоб­ритании и 210 групп в других странах Европы, соединенные элек­тронной связью. ЕИЦ получает 25% финансирования от Евросоюза, а 75% его фондов составляют средства других спонсоров и средства, заработанные самостоятельно, посредством оказания плат­ных услуг.

Лекция 4