avangard-pressa.ru

Государство. Основные признаки государства, отличающие его от самоуправления доклассового общества. - Право

Гос-во как общественное явление встречается давно, но до сих пор нет ни его единого определения, ни единого мнения о происхождении государства.

Гос-во – важнейший институт политической системы общества. Суверенность гос-ва выражается в том, что ему принадлежит право официально представлять всё общество в целом, издавать законы и др. нормативные акты и осуществлять правосудие. Гос-во выступает как политическая, структурная и территориальная организация общества.

Признаками гос-ва, отличающими его от догосударственных (первобытнообщинной, родовой) форм общества, являются:

- социальность - регламентация организации произв-ва, труда, распределение ролей в о6ществе, регулирование товарно-денежных отношений;

- нормативность - установление масшта6а, меры поведения, границы дозволенного, запрещенного, предписанного;

- обязательность - обеспечение возможности применения в случае нарушения (невыполнения) его тре6ований мер гос. принуждения;

- формализм - фиксация в письменном виде в специальной форме норм (законы, с6орники, прецеденты);

- процедурность - установление особых правил создания, применения, защиты норм права;

- неперсонифицированность - отсутствие в нормах права конкретно-определенного адресата;

- институционность, т.е. нормы права создаются определенными органами гос-ва в процессе правотворчества;

- о6ьективность - право является закономерным, естественным результатом развития регулятивной системы общества.

Мораль и право как основные социальные регуляторы, их соотношение

Соотношение между правом и моралью включает в себя следующие компоненты: единство, различие, взаимодействие, противоречие.

Единство заключается в том, что:

и право, и мораль являются разновидностями социальных норм;

это социально однотипные регуляторы, т.е. обусловлены едиными экономическими, культурными и иными причинами;

они предполагают относительную свободу воли индивидов, что обеспечивает возможность сознательного выбора определенной позиции;

как нормативные регуляторы определяют границы должного и возможного поведения;

преследуют одни и те же цели и задачи - упорядочение общественных отношений, развитие личности, утверждение ценностей гуманизма и культуры;

являются фундаментальными общеисторическими ценностями, показателями прогрессивности развития общества, отношений между его членами.

Различие между правом и моралью в том, что:

у них разные способы установления, формирования, различные источники (государство и общество);

разные методы обеспечения (сила государственного принуждения и общественного мнения);

различные формы выражения и фиксации (юридические акты и сознание людей);

различны характер и способы их воздействия на сознание и поведение людей (разные оценочные категории, социальные мерки);

различен характер и порядок ответственности за их нарушение (юридическая ответственность и моральное осуждение);

уровень требований, предъявляемых к поведению человека (выше у морали, которая ориентирует человека на идеал);

различны сферы действия - моральное пространство «шире», чем правовое (мораль универсальна и вездесуща);

в философском плане мораль - одна из форм общественного сознания, а право - атрибут государства, продукт государственной воли;

у них различные исторические судьбы, мораль старше и в исторической перспективе, возможно, долговечней.

Взаимодействие права и морали выражается в поддержании ими друг друга в деле упорядочения общественных отношений, позитивного влияния на личность. Их требования во многом совпадают: действия субъектов, поощряемые правом, поощряются и моралью. И в то же время нельзя нарушать государственный закон, не нарушая морали.

Противоречие между правом и моралью в том, что оптимальное совмещение этического и юридического всегда было трудноразрешимой проблемой во всех правовых системах. Причина в том, что у права и морали разные методы регуляции, разные подходы, критерии при оценке поведения субъектов. Право по своей природе несколько консервативно, нередко отстает от течения жизни. Мораль более динамична, ее развитие более стихийно.