avangard-pressa.ru

Ищем смысл, определяем цель 1 - История

Пока нас учили тому, что с созданием материальной безопасности мы будем чувствовать себя хорошо и уверенно, многие, кто уже достиг успеха, как того требует наша культура, были шокированы тем, насколько пустыми оказались все их победы и достижения. Некоторые из моих клиентов — мультимиллионеры, состоянию которых многие позавидовали бы, но они не видят смысла в своей жизни и совсем не радуются тому, что приобрели. Одни из них думают лишь о том, как было бы ужасно потерять все то, что нажили, и чаще всего это — первая причина, почему они приходят ко мне на консультацию. Они хотят освободиться от «проклятия», которое на них наложило общество, — предписания добиваться успеха и накапливать богатство. Они хотят жить иной жизнью — наполненной не материальными благами, а смыслом и целью.

Другие клиенты, которые еще не достигли своих целей, стараются сосредоточиться на своем будущем, говоря: «Я непременно изменю свою жизнь и сделаю мир лучше, когда мои дети вырастут, а я обеспечу себе спокойную старость и тогда стану работать не так напряженно». Они ждут, пока все отвлекающие моменты не исчезнут из их жизни, и вот тогда-то они смогут воспользоваться шансом и доказать, какими смелыми и независимыми могут быть. Но в настоящем они находятся в самом центре всеобщего кошмара, который заставляет их падать духом, сливаться с серой толпой, лишает их жизнеспособности и заставляет чувствовать себя так, будто они медленно умирают.

Многие из нас напоминают лягушку, застрявшую в кувшине со сметаной. Правда, в этой известной притче лягушка понимала, что ей будет трудно выбраться из кувшина, но все же, вместо того чтобы сказать себе: «Зачем пытаться, я все равно не выберусь», она продолжала прыгать, взбила в кувшине масло и выпрыгнула наружу. Уже сейчас, когда мы погружаемся в кошмар, царящий вокруг нас, нам нужно перестать поддаваться ему и просто выпрыгнуть.

Гораздо чаще, поддаваясь панике, мы принимаем непродуманное решение, которое требует минимальных усилий, и убеждаем себя в том, что нашли короткий путь к счастью. Мы переводим нашего ребенка в новую школу, думая, что таким способом решим все проблемы, которые он имел, посещая старую. Но в итоге обнаруживаем, что ребенок остался таким же несчастливым, как и раньше.

На коллективном уровне мы стремимся к подобным решениям. За последние несколько лет Эквадор потерял 40 процентов своих дождевых лесов из-за бурения нефтяных скважин, чтобы удовлетворить алчный аппетит Америки в ископаемом топливе. Однако добытого топлива Соединенным Штатам хватило лишь на две недели. Понятно, что необдуманные решения могут быть чересчур затратными и напрасными, и мы вновь попадаем в тот же «кувшин со сметаной» — мы продолжаем сталкиваться с проблемами ограниченности ископаемых видов топлива, зависимости от них всей экономики и глобального потепления.

Единственной причиной, почему мы ищем быстрые решения вместо того, чтобы придумать нечто качественно новое, служит наше ошибочное мнение, что смелость требует жертв. Хотя самые большие жертвы — это то, что наши убеждения, принципы, мечты и надежды мы приносим именно нашей трусости. Паника и попытки создать материальную безопасность не защитят нас надолго, да и цена слишком высока. Отдавая то, что мы ценим больше всего, мы приходим к страданиям еще большим, нежели потеря чьего-либо одобрения или чего-то из наших материальных благ. Гораздо легче забыть о быстрых и необдуманных решениях и научиться мечтать смело.

Смелость души

Слово «смелость» в переводе с латинского означает «сердце» или «душа». Смелость души выходит за пределы простого бесстрашия и отваги. Когда мы мужественны и отважны, мы идем на риск, чтобы получить то, что нам жизненно необходимо. Рассказы о солдатах — героях, которые сражаются до конца, несмотря на численное превосходство противника, — удивительны. Но героев побуждало желание выжить — во что бы то ни стало. Когда мы говорим о смелости души, мы не имеем в виду только самосохранение, чувство безопасности и защищенности. По сути, такая смелость, наоборот, заставляет нас рисковать спокойствием, защищенностью и даже нашими жизнями, если дело касается того, чем мы дорожим больше всего на свете. Такой героизм происходит из высокого источника, и это необходимый компонент для создания другой мечты.

Ваша мечта может быть о мире или приключениях, о воспитании детей или их обучении, о собственном развитии или об исцелении. Несмотря на то, что мечта не выражается в словах, а погружена в образы, инстинкты или чувства (почти так же, как ваши сны), она все-таки может быть описана словами. Например, такими: «Я хочу чувствовать вкус своей жизни, смотреть и наслаждаться тем, как растут мои дети, я хочу погружаться в работу, когда я в офисе, и всецело отдаваться семье, когда я дома»; «Я хочу жизни, наполненной безрассудными авантюрами, экспериментировать с выбором и слушать свое сердце»; «Я хочу сделать что-то значимое и полезное для всего мира, и неважно, куда Святой Дух меня направит». В отличие от наших стремле- ний, надежд или даже конкретных целей, эти утверждения могут стать явью в любой момент, когда вы держите их в своем сердце. Затем вы просто и естественно ведете себя в соответствии с вашей мечтой, получая огромную силу от вашей смелости.

Если вы мечтаете смело, вы находитесь на более высоком уровне познания и заботы, вы не на вершине блаженства, как монах, поднявшийся на вершину горы, но вы и не зациклились на том, как выжить. Вы находитесь здесь и сейчас, в вашем текущем опыте, не ориентируясь на прошлое или будущее. Таким образом, например, когда вы набиваете мусорную корзину до краев перед тем, как выбросить, вы понимаете, что заботитесь о благе людей и опекаете нашу планету. Если вы ждете в очереди, чтобы получить водительские права, и тут вам сообщают, что вы неправильно заполнили документы, не настраивайте себя на то, что у вас будет еще один адский день, когда вам придется заниматься бумажной волокитой.

Иными словами, вы понимаете, что у вас есть связь с окружающими, вы осознаете, что не являетесь единственным, на ком свет клином сошелся, и вы искренне заботитесь и беспокоитесь о благополучии всех земных существ. Вы заботитесь не только о себе. Вы думаете также и об офисном служащем, сидящем в окошке, и о нервном подростке, готовящемся сдавать экзамен по вождению. Вы понимаете, что неоправданно вымещать ваши чувства смятения или неудовлетворенности на окружающих.

Смелость души выводит нас за пределы мелких человеческих эмоций и позволяет нам жить подлинной жизнью, говорить то, что мы думаем на самом деле, ломать правила, даже когда мы стесняемся или смущаемся это сделать. Смелость души позволяет нам занимать свою позицию в простых ситуациях, вместо того чтобы ждать возможности превзойти всех и показать свою отвагу, ждать «звездного часа Розы Паркс»[1].

На самом деле, сама Роза Паркс не ждала своего звездного часа. К тому времени, когда в 1955 году в Монтгомери, штат Алабама, она отказалась уступить свое место в автобусе человеку белой расы, она уже на протяжении многих лет боролась за гражданские права, была секретарем Национальной Ассоциации Содействия Прогрессу Цветного Населения и лидером ее местного представительства. Конфликтуя с водителями автобусов, она храбро стояла на своем, но никогда не бывала арестована за подобные действия. Роза Паркс жила в соответствии со своими жизненными ценностями и поддерживала таких же бесправных людей, как она сама. Она осталась сидеть на своем месте вопреки правилам не потому, что просто устала в тот день, или потому, что вдруг по счастливой случайности нашла в себе неиссякаемый источник храбрости, который был скрыт до этого волшебного момента. Она просто жила своей жизнью в соответствии со своими высокими ценностями и целями. Поэтому, когда ей нужна была смелость, она ее в себе нашла. Вести себя прямо и честно не требует каких-либо огромных усилий или силы воли, для нее это было установленной привычкой.

До конца своей жизни миссис Паркс продолжала утверждать, что чувствовала неловкость от того, что была связана с началом бойкота автобусов в Монтгомери. Она понимала, что любой другой человек так же, как и она, с легкостью мог начать этот бойкот — человек, который, как и она, жил честной и смелой жизнью и который в тех обстоятельствах сделал бы то же самое.

Реальная история не слишком вдохновляла и была переписана. Она повествовала о выдающемся нонконформисте, который в нужное время открыл в себе скрытую до этого ключевого момента смелость и своими действиями вызвал подъем революции. Ожидая вашего «звездного часа Розы Паркс», вы отказываетесь быть смелым даже в простых ситуациях и теряете свои силы. Однако, так же как и Роза Паркс, вы можете приобрести привычку смело мечтать, смело делать выбор в пользу создания новой и лучшей реальности прямо сейчас, вместо того чтобы ждать, пока ваша жизнь наладится. Эта книга и упражнения в ней помогут вам найти силы действовать, очистить реку вашей жизни от грязи и мусора и перестать оживлять в памяти и пересказывать все те же истории о том, как плохо быть беспомощной жертвой.

Скорее вы рискнете своим повседневным комфортом, нежели поступитесь своими самыми строгими принципами. Вы можете быть честны перед самим собой и другими, любить, не боясь ничего и никого, исцелить самого себя и наладить отношения с окружающими. Вы можете перестать прятаться от мучительного осознания, что не всегда оправдывали свои идеалы. Вы можете смеяться над самим собой, чувствовать радость в каждом мгновении жизни, и вы увидите те изменения в мире, которых хотели. Вы будете готовы, не страшась, умереть в любой момент. Вы можете стать на позицию, которая позволит вам не бояться жизни, но ценить жизнь и драгоценное время, отведенное вам, чтобы насладиться ею.

Как только вы выберетесь из кошмара, вы можете начинать мечтать, и тогда вы будете свидетелями того, как Вселенная отражает перемены в вас, изменяя обстоятельства вокруг. Но если вам больше не нужно предпринимать гигантские попытки, чтобы наполнить вашу жизнь смыслом и обрести счастье, вам нужно сказать «да» каждому шансу и возможности жить смело. Иногда вы можете обнаружить, что обманываете себя. Как вы можете защитить свое эго? Пишите сценарий истории, в которой вы являетесь жертвой или отдаете вошедшее в поговорку «место в автобусе», и при этом бормочите: «Нѵ, что поделать, может, в другой раз...» Вам следует пробудить вашу силу мечтать и позволить волне смелости ворваться в вашу душу.

Если вы мечтаете смело, не всегда результаты становятся тотчас же видимыми в материальном мире. Наиболее существенные изменения происходят тихо, внутри вас именно в тот момент, когда вы отказываетесь от необоснованных стереотипов вашей культуры, от ожиданий семьи, установок соседей и догматов церкви. Изменения приходят тогда, когда вы освобождаетесь от необходимости всегда быть принятым в обществе или нравиться и быть предметом восхищения, когда вы способны принять ту мысль, что иногда можете чувствовать себя ненадежно и неуверенно или быть неуспешным. Вы приближаете смелость вашей души, когда смотрите на жизнь иначе и создаете другой тип своей жизни. Когда вы это сделаете, ваше ближайшее окружение начнет преображаться.

Никто из нас никогда не достигнет перманентного состояния нирваны, никто не сможет просто снять обувь и закинуть ноги на стол, будучи уверенным в том, что мы свободны от всех проблем, что с нашим положением дел всегда все будет в порядке. Неизбежно, в тот же самый момент, когда мы начнем это чувствовать, Вселенная предоставит нам прекрасную возможность понять, какой нелепой и надменной жизнью мы живем. Мы должны начать мечтать о мире, в котором мы хотим жить, и о той жизни, которой хотим жить. Прежде всего, необходимо понять, насколько нас парализует жизнь в кошмаре, сценарий которого мы же и написали для самих себя, а также понять, как мы вместе со всеми попали в тайный заговор нашей культуры, охваченной кошмаром.

Часть 1

От кошмара к мечте

Глава 1

Уход от кошмара

Можно смотреть реальности прямо в глаза и отрицать ее

Гаррисон Нейллор

Когда мне было 15 лет, я был до безумия влюблен в девушку, с которой мы вместе состояли в местной команде по плаванию. Роза была самой красивой девушкой, которую я когда-либо встречал, и мое сердце замирало всякий раз, когда мы плавали рядом в бассейне. Легкое касание мелкой водной ряби, доходившее до меня от соседней дорожки, по которой плыла Роза, доставляло мне бесконечное удовольствие. Я был таким стеснительным, что не решался сказать ей о своих чувствах.

В то время как мы, разделенные лишь мокрым канатом, просто плавали рядом, мое воображение уносило меня далеко из бассейна. Я видел нас, признающихся друг другу в любви до гроба, я представлял себе слезы радости на ее щеках, когда я, встав на одно колено, предлагал ей выйти за меня замуж. Я представлял, как она улыбается всякий раз, когда я прихожу с работы в наш маленький домик

на склоне холма, видел наших смеющихся детей, бегущих ко мне навстречу с распростертыми объятиями.

Я был всецело поглощен этой мечтой, которая для Розы и меня так никогда и не сбылась. Более самоуверенный парень из нашей команды начал ухаживать за ней, и они, в конце концов, поженились. Я хранил секрет моей страстной любви до тех пор, пока жизнь не развела нас. В конечном итоге я женился на другой женщине, надеясь, что жизнь будет складываться, как в моей фантазии, которую я прокручивал в своей голове словно кино, с этой женщиной, исполняющей роль Розы, любящей жены и матери.

Как же я был шокирован, когда понял, что брак, видевшийся мне в мечтах, превратился в кошмар. Моя жена была недовольна воспитанием наших детей, так как я был все время на работе, да и моя работа не соответствовала моим ожиданиям и истощала меня. Маленький домик на склоне холма оказался обветшалым городским домом в шумном и опасном районе, словом. в весьма неблагополучной части Сан-Франциско. Я чувствовал себя обессиленным и загнанным в тупик; чем больше я старался сделать свою жизнь похожей на ту, о которой мечтал, тем больше я страдал.. После нескольких лет такой жизни и не- удавшегося брака я понял, что жил в кошмаре, придуманном нашей культурой, обществом и семьей. Я никогда не подвергал сомнению важность того, что делал, и никогда не мог представить, что могу создать для себя нечто иное и лучшее.

Сегодня многие люди находятся в подобной ситуации, не подозревая об этом. Вы можете быть одним из них, затянутым в прямую последовательность событий — от школы к браку, карьере, родительскому долгу и зрелым годам, — не спрашивая себя, верен ли этот путь для вас, и какую цель вы преследуете. В глубине вашего сознания слабый голосок шепчет вам: «Есть нечто большее, для чего стоит жить, чем это», но вы боитесь услышать эти слова. Вам не хватает смелости принять тот факт, что вы являетесь сообщником в этом кошмарном заговоре, который не делает вас счастливым и сильным, вы просто избегаете думать обо всей неловкости и неудобстве ситуации. Вы продолжаете с трудом брести вперед, еле передвигая ноги.

Чтобы утолить жажду смысла в нашей жизни и вырваться из кошмара, мы часто ищем силу, славу, влияние, власть или деньги, надеясь, что, если мы получим достаточно всего этого, наша мечта осуществится. Мы можем принимать скороспелые необдуманные решения, действуя импульсивно или подавляя неприятные чувства бутылкой вина, связью на стороне или просто с головой уходя в работу так, что не хватает времени подумать, почувствовать или помечтать. Мы не понимаем, что у нас есть сила очнуться от кошмара и открыть глаза новому дню, и что мы можем сделать это, не меняя партнера по браку, работы или детей.

Преодоление апатии

Мы могли бы прекратить этот кошмар в любое время, потому что у нас есть все средства для того, чтобы быть успешными и счастливыми. К сожалению, мы редко ими пользуемся. Вспоминаю одну из последних встреч с моим другом, который был доведен до отчаяния своим ужасным браком и рабочим расписанием, которые просто убивают его. У него 40 фунтов* избыточного веса, и он понимает, что ему нужно больше заниматься физическими упражнениями и медитировать, но у него не находится свободного времени ни на то, ни на другое. Друг сидит на ужасной диете, хотя знает, что должен питаться лучше. Ирония всей этой истории в том, что книжные полки моего друга заставлены книгами о самопомощи и борьбе с лишним весом, большинство из них написал... он сам.

Когда мы сидим за бокалом вина, он начинает рассказывать мне о своих несчастьях.

«Почему ты не воспользуешься одним из своих собственных советов?» — спрашиваю я его.

«Мне не хватает денег или времени», — признается он.

Этот человек поддался апатии, обычной реакции на стресс. Вера в свое бессилие держит его на одном месте и не дает возможности что-либо изменить в его жизни. Апатия проявляется в депрессии, и человек опускает руки, он начинает верить, что все прошлые события — это доказательство пустых попыток что-либо изменить в своей жизни. Люди, которые опустили руки, считают, что не контролируют события своей жизни. Таким образом, далее если жизнь становится совсем невыносимой, они не предпримут ни малейшего усилия что-либо изменить, обосновывая это: «А какой смысл?»

Мой друг осознавал ошибки своей жизни достаточно хорошо, чтобы посмотреть правде в лицо и признать, что такая жизнь его не устраивала. При всем том, что он знал решение своих проблем, которое изменило бы его жизнь, он не смог заставить себя использовать его. У него просто не хватило смелости начать действовать. Я поделился с ним тем, что сказал мне в джунглях мудрец-шаман: «Он тоже мог иметь то, что хочет, или оправдания, почему у него этого нет». Мой друг продолжал выбирать наши обычные оправдания: «У меня недостаточно денег или времени».

Когда мы относимся безразлично ко всем предоставляемым жизнью возможностям изменить ситуацию, мы изнуряем себя и всех вокруг нас. Пока мы находимся в апатии, мы смолсем бесконечно оправдываться, почему не можем или не хотим действовать. Люди, которые любят нас и хотят поддержать, рано или поздно исчерпают свои силы и будут избегать нас, так как не могут больше выслушивать отговорки, почему нам не хватает сил изменить нашу лшзнь.

Апатия — это полная противопололшость смелости. Она делает нас настолько слабыми и трусливыми, что мы плывем через нашу жизнь, как привидения, без всякой цели, чувств или душевных волнений. Нас раздражает все, что идет не так в мире и в нашей жизни, но мы никак не можем понять, что в состоянии повлиять на это. Мы не находим в себе смелости (и даже не пытаемся ее найти), чтобы что-то изменить.

Когда мы не находим в себе смелости жить своей жизнью, мы превращаем нашу жизнь в кошмар, порой совсем не замечая этого. Мы можем и не быть пропитаны злобой, не замирать от страха или не впадать в депрессию; на самом деле мы даже можем приятно и весело проводить время, порой быть довольными или счастливыми, но неизбежно наступает момент, когда мы понимаем, насколько ограничивает и угнетает нас эта жизнь. Мы словно застряли в тумане. Мы чувствуем себя крайне беспомощно, нам кажется, что мы не можем двигаться достаточно быстро, что если захотим позвать на помощь, то не сможем вымолвить ни слова, или нас просто никто не услышит. Или нам кажется, что люди, которые придут нам на помощь, будут действовать в соответствии со своими тайными планами, перейдут все границы и вторгнутся в наше личное пространство. Поддаваясь апатии, мы закрываемся от того, какой может быть наша жизнь. Вместо этого мы зациклены на том, как мало у нас денег или времени, или на том, что мы слишком толстые или худые, чтобы что-то изменить. Или же мы начинаем представлять себе кого-то или что-то, спасающих нас от уныния и беспомощности.

Когда в ночном кошмаре вы дрожите от страха, опасаясь, что с вами случится в следующий момент, вы внезапно просыпаетесь и обнаруживаете, что это был всего лишь страшный сон. Постепенно страх и беспомощность исчезают, вы успокаиваетесь, так как в реальности чувствуете себя безопасно. Но что случится, если ночной кошмар начнет развиваться наяву? Вы не сможете не проснуться дома в холодном потѵ, когда ваш возлюбленный или возлюбленная говорит вам: «Я больше тебя не люблю», или когда доктор сообщит вам: «Мне очень жаль, но у вас рак». Ваша боль чувствуется абсолютно реальной, и вы не знаете, как перенести себя в лучшую реальность.

Как и во сне, в тот момент, когда вы просыпаетесь и понимаете, что это был только ночной кошмар, который вы можете прекратить, так и в реальности у вас есть возможность изменить кошмар, в котором вы живете. Однако важно понимать, что одной силы воли и неугасающей веры недостаточно для того, чтобы каким- либо существенным образом изменить события вашей реальной жизни. Если бы это было так просто, то вы могли бы решительно задаться целью и пожелать себе получить выигрышный лотерейный билет и медицинскую карту абсолютно здорового человека.

В волшебных сказках тоже ничего хорошего не получается, потому что они затрагивают мечтания лишь обиженных или оскорбленных. В конце сказки принц на белом коне может так и не появиться, или превратится обратно в лягушку после третьего поцелуя. Но когда в глубине души вы мечтаете о новой реальности, о новом мире для самих себя, события вокруг вас будут поддерживать те изменения, которые вы творите внутри себя, и будут соответствовать им. Это может происходить медленно, но вы удивитесь тому, как быстро меняются обстоятельства и положение дел в вашей жизни. Более того, если вы мечтаете смело, а значит, живете в гармонии со своими искренними желаниями мира и счастья, вы начнете чувствовать себя счастливым и довольным своей жизнью, несмотря на то, что происходит вокруг вас. Чувство, будто вы застряли в этом кошмаре, как в болоте, покинет вас.

Наши любимые "чемоданчики"

Все мы родились с двумя «чемоданчиками», которые повсюду носим с собой. Это — наш психологический и генетический багаж. Оба наши «наследства» отвечают за то, как развиваются наши персональные кошмары. Психологическое «наследство» вплетено в истории, которые мы рассказываем и разбираем на приеме у психотерапевта: «Мама слишком много требовала от меня в детстве, мое самоуважение страдало, никогда не было веры в себя, и я не могу быть честным и искренним в отношениях или не могу упорно двигаться к своей цели». Такие истории воздействуют на наше светящееся энергетическое поле (СЭП) — световую оболочку, в которой заключено наше физическое тело так, как будто это наша вторая кожа. Шаманы подобные рассказы видят в действительности как проблемы нашей кармы, в энергетическом смысле они понимают их как отпечатки или следы, остающиеся в нашем СЭП.

Ваше СЭП организует тело тем же образом, как энергетические поля магнита упорядочивают металлические опилки на куске стекла. Однако ваше личное СЭП также формирует ваши мысли, чувства и манеры. В свою очередь, оно тщательно координирует, в кого вы влюбитесь, с кем будете встречаться и на ком женитесь. В конечном счете, это закодированная информация в вашем СЭП, которая предрасполагает вас к определенному виду работы и встрече с определенным боссом, предсказывает темы и вопросы, которые будут всплывать в отношениях с вашим партнером.

СЭП — это инструмент, с помощью которого вы превращаете мечты в реальность. Оно состоит из света и колебаний, вибрации таким образом, чтобы не входить в резонанс с вашим персональным СЭП, оно появляется в вашей жизни. Ваша неспособность простить вашу мать и продолжать жить оставляет на СЭП отпечаток, который сохраняется даже после того, как умирает физическое тело, и неизменно переносится в следующую жизнь. Наличие неисправленной ошибки приведет вас к новым родителям, чтобы появилась семья, которая даст вам возможность исцелиться от вашей кармы. Если вы не сумеете воспользоваться преимуществом этой возможности и останетесь со своими старыми убеждениями: «мама разрушила мою жизнь», или «аист принес меня не в тот дом», ваша «рана» останется открытой, а ваш кошмар будет продолжаться (психологи называют это «навязчивым повторением» или «навязчивым действием»). Вы можете выбрать выгоду от предоставляемой возможности исцелиться либо можете остаться завязнувшим в том же старом кошмаре.

Шаманы исцеляют кармические раны, используя специальные методы работы с энергией, чтобы очистить СЭП от черных отметин, потому что хранят информацию, которая продуцирует болезнь. Я пришел к выводу, что если ДНК — это техническое оборудование, которое производит и обрабатывает белок и таким образом создает наше тело, то СЭП — это программное обеспечение, которое предоставляет инструкции для функционирования всей системы. Когда мы очищаем СЭП, мы больше не обречены возвращаться к недугам наших родителей или нести с собой «багаж» старой кармы из одной жизни в другую. Мы перестаем волочить за собой цепи прошлых ошибок. (Шаман может снять отпечаток кармической раны с СЭП при помощи «процесса осветления», который я описал в одной из своих ранних книг «Шаман, Целитель, Мудрец».)

Раны нашего энергетического тела могут с таким же успехом проявиться в нашем физическом теле, на различных органах или системах. Вся информация сохранится в нашей ДНК, которую унаследуют наши дети. У нас у всех есть гены, предрасполагающие нас к тем или иным недугам, которые неизменно отразятся на нашем физическом теле, если мы живем в соответствии с нашей кармической раной. Например, если у нас есть закодированная предрасположенность к диабету второй степени, он у нас и появится, если мы будем следовать привычкам нашей семьи и станем излишне баловать себя и утешаться сладостями и жирной пищей.

Я знал мужчину, который, подобно своему отцу, много пил, часто курил и подавлял в себе обиду, связанную с тем, что он упустил возможность сделать отличную карьеру. В возрасте 59 лет его отец умер от сердечного приступа. В том же возрасте ему самому был поставлен диагноз ишемической болезни сердца, но он избежал сердечного приступа лишь благодаря четырехкратному шунтированию. Ген сердечной болезни перешел от отца к сыну, но имел психологическое и кармическое наследие: злоупотребление алкоголем, сигаретами и эмоциональное вытеснение воспоминаний — все это было частью кошмара, частью веры: я упустил свой шанс.

Не все заболевания являются результатом плохой кармы. Одни совершенно точно вызваны токсинами, находящимися в загрязненной окружающей среде, другие — следствие неправильного образа жизни и не имеют отношения к наследственности. Но независимо от того, какая у нас наследственность, мы можем предотвратить появление болезней или личных кошмаров. Мы можем сделать это, исцелив наше СЭП, живя честно и правдиво, регулярно очищая нашу реку жизни и не боясь умереть в любой момент, подготавливая сцену нашей жизни для новой и лучшей мечты. (Я объясню все эти методы во второй части книги.)

Пытка общественным мнением

В дополнение к нашим личным кошмарам мы находимся в коллективном кошмаре материализма и послушания. Американская мечта когда-то была возможностью достижения свободы, которая выражалась через несметное количество аспектов жизни. Люди, которые придумали в свое время блюз, джаз и рок- н-ролл, не имели финансовой свободы, свободы выбора между несколькими цветами айпода или иных так называемых свобод, обещанных нам рекламодателями, однако у них была свобода создавать смелую и оригинальную музыку. К сожалению, то, что когда-то считалось благородной целью, для достижения которой требовались упорная работа и решительность, деградировало в культурный кошмар, порождающий заурядность.

Уже в раннем детстве вместе с молоком матери мы начинаем усваивать набор ожидаемых от нас моделей поведения, который большинство из нас не подвергает сомнению до того дня, когда мы очнемся и поймем, что наша жизнь не приносит нам ничего хорошего. Даже со всеми социальными изменениями, которые претерпела наша цивилизация за последние полвека, мы понимаем, что продолжаем принимать на веру все предписанные образы о том, как мы должны жить, и какой уровень богатства и счастья у нас должен быть.

Погруженные во всеобщий кошмар, мы убеждаем себя в том, что сможем избежать боли и мѵк, если будем усердно трудиться. Тогда мы получим немного лучшую работу, немного лучший дом или машину, немного лучшую коллекцию всякого хлама и немного более симпатичную девушку (или парня), чем ту, которой мы достойны по нашим ощущениям. То есть мы счастливы ровно настолько, насколько преуспели в материальном обогащении. Если мы сможем переехать со съемной квартиры в первый собственный дом, а затем в большой дом с огромным приусадебным участком, не достигнув и 35 лет, это будет значить, что наша жизнь удалась. В конце концов, мы можем чувствовать себя хорошо, ведь мы достигли новой американской мечты.

Мы не подвергаем сомнению тот стиль жизни, которого мы уговорили себя придерживаться, не задумываясь, делает ли он нас счастливыми, или что-то совершенно другое может оказаться для нас более удовлетворяющим и существенным. Если сила, движущая нас вперед, потеряна: супруг или супруга покидает нас, работа становится отвратительной, проблемы со здоровьем требуют все большего внимания и денег, которые мы откладывали для достижения нашей цели — богатства и счастья, мы чувствуем себя неудачниками. Мы оцениваем себя по нашим достижениям и продуктивности (по тому, как много мы делаем), вместо того чтобы сконцентрироваться на нашем эмоциональном и духовном росте и наслаждаться открытием и изучением мира, взрослеть и набираться опыта.

Нам говорили, что если мы будем рассматривать наши проблемы с разных сторон, это поможет нам изменить наши привычки и наполнит наши жизни смыслом, но мы можем точно так же оставаться в кошмаре, как думая слишком много, так и делая слишком много. Спустя 100 лет с того дня, когда Зигмунд Фрейд предложил миру психоанализ, мы создали общепринятый лексикон, помогающий нам обсуждать любой вопрос, важный или мелкий. Очень хорошо, что мы стали больше знать о себе, нежели раньше, но, несмотря на это, спонтанные высказывания на приеме у психотерапевта не исцелят нас от нашего страха и не покажут нам, как жить жизнью, наполненной смелостью.