avangard-pressa.ru

Llii<»«i"(HII|IWҐlf<<»10l|W*«W*Hi4ilnM"'**M'|l|'ll'il'IH'IIMt - Экономика

Отдел по связям с зарубежными румынами при Миш-п ivp< пи; информации и 1'ум Еврейское агентство, имеющее свои отделения ВО МНОГИХ странах. Также дей1 различные организации на различных уровнях: а) международном, б) регион^ в) национальном. Так, в Эстонии на 2001 г. создано более 17 Союзов, ассоциаций И объединений соотечественников из России.

Свобода признания и отнесения (себя) к соотечественникам иди выбора отечества

Многие аспекты общения соотечественников с родиной или отечеством ни должного юридического закрепления — они относятся к духовной жизни и игр дениям, традициям быта и культуры, семейным отношениям165 и т.д., трудно Он мым нормами права.166

Возникает непростой вопрос:

— Кто и каким образом может считать себя соотечественником?

Каждый167 человек и только он один имеет право свободно выбирать СПОЯ ональность, гражданство, веру, язык, отечество, вторую родину, место жите профессию, работу и все другие критерии и признаки своего бытия. Иначе тин] государство, не социальные учреждения, не международные органы, не церкош., л м лично сам человек сознательно реализует свое самоопределение в смысле uptii ности к соотечественникам.168 Имеют место непростые проблемы самоопредглц выборе отечества, которые могут быть неоднозначными и не иметь ясно выри i • правового принципа.169

Эти же принципы подтверждаются Постановлением Правительства РФ i августа 1994 г. № 1064 «Основные направления государственной политики Ро< i н( Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом». Уки IW что государство призвано помочь выходцам из России в выборе своей дам Щ судьбы, открыть им возможность при желании восстановить российское гра i | и вернуться на историческую родину, способствовать их добровольной интп рг политическую, социальную и экономическую жизнь новых независимых госудирч допускать ущемления прав своих соотечественников за рубежом.

Итоговый документ Совещания по безопасности и сотрудничеству в 1 npi 15 января 1989 г., а также Документ Копенгагенского совещания от 29 июня I 990 Pi и ряд других, специально подчеркивают наличие права национальных мст.кн свободно выражать, сохранять и развивать свою этническую, культурную, тыс или религиозную самобытность и поддерживать и развивать свою культуру Nil ее аспектах, не подвергаясь каким-либо попыткам ассимиляции вопреки г/нич! Признается полное и неотъемлемое право диаспоры устанавливать и подде/щ^ беспрепятственные контакты между собой в пределах своей страны, а так т* границы с гражданами других государств, с которыми они имеют общее :>шпи'-или национальное происхождение, культурное наследие или религиозные верошниА

Так, многие лица и целые семьи, изгнанные из царской России или из СССР, в том числе и ни гражданства, продолжали и на чужбине считать себя россиянами. И, напротив, немало оби армян или украинцев не отделяют себя от своего этноса, даже если и не поддерживаю! с ЩI постоянных связей. Человек ощущает себя россиянином вне зависимости от граждане™.! >мЦ

логических взглядов, вне зависимости от веры или признания его таковым со cropoi... чм ум

родины. Это состояние цивилизованное, культурно-этническое, духовное и сугубо лично! rtfl

166 Отметим, что древние составляли Талмуд более 400 лет. А также любой и всякий.

168 Эти положения записаны в Документе Копенгагенского совещания Конференции по чем.!,, измерению СБСЕ от 29 июня 1990 г., п.32. Доводя идею свободы самоопределения ad absurdum — можно объявить себя соотсч. . mid племени пигмеев из островов Индонезии. Почему бы не согласиться с Задорновым и ПИ1 й!| фамилию по-китайски — Зю-Зю-Кин.

— 332 —

ЛИЛ 11. ОСОБЕННЫЕ ВОПРОСЫ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

........ l6pa80M, исходи ни принципов современных международных соглашений,

. i in, культурная и религиозная общность (достаточно одного критерия из трех)

*— ■ ■ я базовым основанием той или иной самоидентификации и «соединения»

гнления) себя с отечеством вне зависимости от наличия старого или нового

гражданства или безгражданства.170 Родственные связи осуществляются

I i ■ ■ • ударственных границ и законов, имеют общечеловеческий характер, свойс-

цивилизованным общественным отношениям. Можно утверждать, что госу-

Ш иные правовые системы, нормы и своды международного права в совокупности

Штильными традициями формируют настоящие, присущие времени, дисциплини-

I" формы этих взаимоотношений с диаспорой.

i к- регулирование адекватно современному пониманию проблемы соотечес-

|»iiii .Mi II отношения с диаспорами и, несомненно, нуждается в дальнейшем совер-

1&ИНЙИИИ. Право всегда отстает от реальности и является отображением традиций,

I Ц и обыкновений в твердые и жесткие прямые или косвенные (рамочные) нормы.

ШМп остро эта необходимость ощущается в России.и СНГ, в ряде азиатских госу-

i п.i ближнем Востоке. Ситуация в сфере отношений с соотечественниками и

|МИ ВО многих государствах и сообществах осложняется тем, что в последнее

|Ирв пновь существенно обострились межэтнические и межцивилизационные

I... им, наличествуют агрессивно выраженные геополитические амбиции держав

ппсских блоков, расширяется зона прямого насилия и локальных военных inn, наблюдается волна этнических столкновений и чисток, пограничных urn, нарастает волна терроризма, в том числе международного. При этом ГНО наблюдаются нарушения самых элементарных прав человека, в том числе (КОНальнЫх меньшинств, возрождаются неадекватные подходы во взаимоотно-диаспорой.

..■•!< ичтвенники веры

i.-ii-одимо учитывать и традиции церковной (а также и иной конфессионной)

I

I ...... 'in в отношении представителей национальных и этноконфессиональных

приживающих за рубежом. Продвигается идея духовного гражданства — под-

Hii перыУ* В отношении православных верующих за рубежом, несомненно, име-

уПокая духовная связь с Московской патриархией, которая никогда не зависела

Р( ИХ пребывания. Если вернуться хотя бы на два-три десятилетия назад, то мы

............ В лечение целых десятилетий такая связь была фактически запрещена, под-

» I i остракизму, или, по крайней мере, весьма затруднена. В постперестроечное щ in ношения изменились. Свобода убеждений и вероисповедания имеет место и

.......... стремление введения «подданства веры» сужает ареал контингента зару-

*»• ■ россиян до круга православной диаспоры и разбивает обширную и многокон-

I. i 11 у к i диаспору на отдельные части. Идея «духовного гражданства», возможно,

I ' цельна для православных, но одновременно может создать конфликт и побу-

t........ ' конфессии страны пребывания и даже их официальные органы к оттеснению

I......... В периферию общества фактического пребывания. Следует отметить, что

■ п|м1)тляя заботу о соотечественниках за рубежом, принимает и неадекватные И I поддержку духовности на высшем уровне. Например, в Эстонии имеет место |< • ' i регистрации Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата.

ii. |. яством России были поставлены особые взаимосвязи о разрешении этого

L-------

(

.л.1.1, fc»|ni!i|>K Всея Руси Алексий II высказал мнение, что «именно это неформальное, но истинное чувс-СПЛачИВало людей и народы, целую череду поколений с момента образования российской ■нл.||.. | ценности».


вопроса и предоставления торговых льгот ктонским предпринимателям I

'Гак, Россия воздержится от установления режима и................... н.м.шего благоприятен

в торговле с Эстонией до тех пор, пока Таллинн не решит проблемы с perm ip"! Эстонской Православной Церкви.

Государственная Дума РФ 21 мая 2001 г. единогласно приняла заявление «() »цЛ нии прав православных верующих в Эстонии». Правительству России реком( НШ «при рассмотрении вопросов развития российско-эстонских экономических Щ учитывать позицию эстонских властей в отношении российских соотечествешн! проживающих в Эстонии». Так же рассматриваются предложения о создании * льного зарубежного избирательного округа (округов) по выборам депутатов Гошоб учреждении в структуре правительства единого органа — «Госкомитета но vi соотечественников и миграции».

Легитимность признания соотечественником России

Федеральный закон172 дает однозначную трактовку признаков, по которым чрц выходец из России, или его потомки могут отнести себя к соотечественникам по м в ст. 3-5.

Так, признаются принадлежности к соотечественникам следующим категории i

1. Граждане Российской Федерации и лица, имеющие двойное гражданство, одМкоторых — российское, постоянно проживающие за пределами Российской Фодсцв являются соотечественниками в силу гражданской принадлежности.173 Дом >■ ш (свидетельством), подтверждающим их принадлежность к соотечественникам, на документ о принадлежности к гражданству Российской Федерации (обычно па< nil

2. Признание своей принадлежности к соотечественникам лицами, состоящий! гражданстве СССР, выходцами (эмигрантами) и потомками соотечественником днябыть актом свободного выбора. Принадлежность к соотечественникам подтш'и! ется специальным документом (свидетельством) установленного ПравитсмнЛ Российской Федерации образца.

3. Выдача документа (свидетельства) за пределами территории России!
Федерации производится по основаниям, указанным ст. 4 настоящего Федор.! •,,.,
закона, по письменному заявлению лица в месячный срок дипломатическими при!
вительствами или консульскими учреждениями Российской Федерации, на террш!
Российской Федерации — органами внутренних дел Российской Федерации но I
пребывания лица.

Основания для подтверждения принадлежности к категории соотечествпшт Принадлежность соотечественника к лицам, состоявшим в гражданстве Л

выходцам (эмигрантам) и потомкам соотечественников устанавливается на о< по»!

имеющихся у него документов или иных доказательств, подтверждающих соотнеп >»

но:

- гражданство СССР, гражданскую принадлежность или отсутствие такоаД момент предъявления — для лиц, состоявших в гражданстве СССР;

- проживание в прошлом на территории Российского государства, Россия республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, соответствующую граждинш принадлежность при выезде с этой территории и гражданскую принадлежтх iklотсутствие таковой на момент предъявления — для выходцев (эмигрантов);

Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении COfl

венников за рубежом» от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ.

Гражданская принадлежность — наличие подданства или гражданства соответственно I'oi I mic

государства, Российской республики, РСФСР, СССР, Российской Федерации или иностра... |

дарства.

- 334 —

Llii<»«i

родство по прямой восходящей линии с: указанными выше лицами — для потомко»

ti......... гмеппикон;

приживание за рубежом для всех указанных в настоящей статье лиц.

1пнство, эмиграция и интересы государств
Воблемы своих собственных соотечественников и пребывания соотечественников
Ш ювания диаспоры на территории государства и отношения в связи с ними и госу-
Мнши по принадлежности имеют достаточно единообразные признаки и свойства в
и i сообществе.

I .щи,и' из них:

f государство, из которого идет эмиграция, стремится сохранить узы с личностью

пиша, по отношению к которому оно может осуществлять властные функции,

ни ударство же, в которое идет иммиграция, заинтересовано в том, чтобы посред-

Ьм натурализации возможно более прочно интегрировать личность иммигранта и

» .и 11. ее к лояльности, включить в общественный процесс, как полноправного члена

■■ и их глобальных признака государственных интересов не являются неизбежно ^мнорсчивыми. Государства могли бы достигнуть своих целей, разрешив приоб-

им право гражданства при сохранении прежнего. Такая практика принята в ряде ii|» in, в частности сегодня в России разрешено второе гражданство, хотя новые

Mm'проекты о гражданстве, активно рассматриваемые в Государственной Думе РФ, не

kjkii и таковых норм.

I !|> "КД.1НСТВО

■Оскольку при рассмотрении проблемы соотечественников одним из важнейших

гон, определяющих статус индивидуума в обществе, является институт граж-

• |" I. рассмотрим обобщенно главные положения этого института права. В каждой

м иной стране этот институт составляет важную часть правового пространства и

I i пои особенности и отличия, при соблюдении многих общих характерных черт.

ПК данство представляет собой один из важнейших элементов правового статуса

■lii'"гп. Всеобщая Декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. определяет эти

Винп'пия:

/ /■ ашдый человек имеет право на гражданство.

I Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изме-

Ш11' i лое гражданство.

■ i !• данство — это Первооснова взаимоотношений человека и государства. Это свя-

■ И'м, что объем прав, свобод, обязанностей того или иного лица напрямую зависит

В|Жданства. Вся полнота объема прав, свобод, обязанностей придается националь-

■ип1,топами лишь гражданам данного государства.

tiihiiM образом, в среде рассматриваемых отношений выделяются: Гражданин; физическое лицо, имеющее гражданство данной страны на законных пнях,

.... каранный гражданин, физическое лицо, имеющее гражданство иной страны на

\» Иных основаниях,

мцо без гражданства, не имеющее или утратившее таковой статус, мщо, имеющее двойное (множественное) гражданство, т.е. наличие у человека ■ п к тва двух или более стран или государств на законных основаниях. ну теоретически существует понятие гражданин мира, признаваемое весьма

""..... >граниченным рядом стран. Паспорт гражданина мира, или «паспорт Нансена»,

к Введен Лигой Наций в 20-х годах XX века по инициативе Фритьофа Нансена174

||'1>и н.оф Нансен, норвежский полярный путешественник, исследователь Арктики, в 1921-1922 гг.

— 335 —

Llii<»«i

дународныхдоговоров и по существу проводимой политики Россия является I

продолжателем. После 8 декабря 1991 г, определение ( ГВТуса России в междупщ сообществе было осуществлено на основе концепции «Россия — государство и жатель СССР». Эта же концепция подтверждена в федеральном законе от 24 мин № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соо' венников за рубежом». В преамбуле указано:

Российская Федерация — есть правопреемник и правопродолжатель РоО I государства, Российской республики, Российской Советской Федерлтя

Социалистической Республики (РСФСР) и Союза Советских Социалист..................... I

Республик (СССР). Институт российского гражданства соотнесен с принципом Н рывности (континуитета) российской государственности.

Таким образом, Россия, заняв место СССР в мировой политике, восприми» себя бремя континуитета российской государственности. Согласно этому, Рос< лЩ государство (Российская империя), Российская республика, РСФСР, СССР и Ро< < и(Ц Федерация — один и тот же участник межгосударственных отношений, один и гш субъект международного права, не прекращавший своего существования, нсириЦ ный.179 Вопросы российского гражданства и статус русского языка как государе^ ного языка Российской Федерации, а также статуса русского языка на nocTco»ff#| пространстве, одного из официальных и рабочих языков Организации Объедим' Щ Наций (ООН) — соотнесены с принципом непрерывности (континуитета) россиян государственности.

Признание России государством-продолжателем, в том числе Российской империй, чительно расширяет круг лиц, теоретически и практически относимых ксоотечестноннйи Этот статус имеет и другие внутриполитические аспекты и вызывает непредекму) ' действия.180

Так, далеко не просто развиваются отношения с Польшей. Объявив Россию продши лем СССР и восприняв бремя экономических долгов коммунистического строя, прихоШ расплачиваться и за политические ошибки. При становлении и регулировании мвМ дарственных отношений возникает и остается до сего времени нерешенной приПя! ответственности за массовое уничтожение в лагерях в период ВОВ нескольких десЯ тысяч польских военнослужащих (Катынское дело). Эти факты долгое время скрыня! от общественности, но история поставила точку в этом вопросе и сегодня при ш расстрела польских граждан не фашистами, а советскими органами. Однако ответст-за совершенное возложена на сталинское руководство и, даже при признании факт,) риг сий, экономическое возмещение родственникам погибших не выставляется. Последит, рос не снят с повестки дня и является серьезным препятствием урегулирования отноиЦ не только между странами, но и народами и по настоящее время.